- Лучшие подарки к 23 февраля – ТОП 7Опубликовано 13 лет назад
Футуризм в современном искусстве
Хотелось бы сегодня поговорить на тему футуризм в современном искусстве, и начну с общего.
Хотя творческий процесс относится к слабо изученным областям человеческого поведения, исследователи все же находят множество признаков, благодаря которым удается классифицировать деятельность художников, литераторов, архитекторов в масштабах целых эпох.
Имея набор маркеров, можно очень легко отличить, например, барокко от ренессанса, неоклассицизм от романтизма, кубизм от сюрреализма. В этом плане любопытно будет поближе изучить футуризм в искусстве,поскольку у многих название этого стиля вызывает не совсем корректные ассоциации.
Что же такое футуризм?
Услышав слово “футуризм”, человек, далекий от богемных переживаний, вспоминает о некоем “продвинутом” будущем, где по небу летают серебристые дирижабли, в космос можно съездить на лифте, по улицам носятся монорельсовые трамваи, а люди ходят в одеждах, похожих на космические комбинезоны. Но эта ассоциация не совсем верно отражает суть футуризма в искусстве. Основатель движения итальянец Маринетти под футуризмом понимал дискриминацию настоящего и прошлого во имя будущего, а в качестве рабочих инструментов творца рассматривал следующее:
-Отказ от грамматических правил, новодел, игра с ритмом, цветом, орфографией;
-Художественная “проповедь” объектов технического прогресса;
-Воспевание разрушения, революции и войны, как средств омоложения мира;
-Смена статических образов динамическими.
Футуризм и изобразительное искусство
Идею футуризма сразу же подхватили “дикие звери” от живописи, получившие такое прозвище за приверженность диким цветовым и сюжетным сочетаниям. Страсть и энергия, экзальтация и крайняя выразительность, динамичность мазка и стихийность цветовых решений были дополнены находками кубистов и футуристов, образовав новое художественное пространство, где довлеют спирали, зигзаги, мелькают различные формы.
Футуризм и архитектура
Интересно, что идеи футуризма нашли применение не только в живописи или поэзии, но и в архитектуре – области, где, казалось бы, критичные эксперименты не совсем уместны. Тем не менее, в начале 20 века итальянцы приступили к проектированию зданий, отличавшихся “длинными динамическим линиями” и характерным антиисторизмом, отрицающим традиционные декоративные элементы, строительные материалы и технические решения. Сравнять прошлое с землей предлагалось путем отказа от орнаментов, портиков и художественной лепнины.
Честно говоря, рассматривая архитектурные проекты первых футуристов, кажется, что они участвовали в проектировании многих современных зданий. Вероятно, футуризм все же сыграл определенную роль в становлении современных представлений о строительстве и архитектуре.